Хакер №91

Source
Беседу вёл Crasher

Все началось с того, что Royal Ghost (редактор электронного журнала «Hacker») из DDt ent., увидев как-то небольшую интру от недавно появившейся группы HRg, заинтересовался ее создателями. Узнав телефонные номера ShareKhan'a (создателя интро) и Iron Lung'a, он позвонил им и предложил участие в своём проекте, а именно: сделать кое-какую мелкую работу. HRg-шники на элитных бордах разожгли флейм, смысл которого можно передать в двух словах: «Кто он такой, чтобы предлагать нам быть в подмастерьях?!». HRg – группа, которую впоследствии по праву назовут культовой, представляла собой оппозицию существовавшему положению вещей на московской сцене середины девяностых. Они хотели «надавать под зад всей этой ленивой, ничего не делающей элите». А оружием для раздачи затрещин стал их дискмаг «HARM».

Некоторые эпизоды из этой многолетней перепалки вспоминает Manwe - многоуважаемый oldschool сценер, глава demoscene.ru

Помнится, мы организовывали Sound Storm 98 party, а HRG решили его бойкотировать, потому что туда приехали T-Rex и DDT. Когда настало время проведения, кто-то сообщил, что у метро собирается большая толпа HRG'шников. Все реально напряглись, потому что HRG могли и морду набить, хотя бы тому же Ghost'у. По крайней мере, грозились. Я был ведущим пати и предвидел что-то такое, поэтому у меня все время за поясом были сложенные нунчаки (занимаюсь этим спортом). И вот вваливается толпа HRG'шников с криками: «Мы пришли бойкотировать ваше долбанное пати». Но при этом вполне мирно рассредоточились по залу и никому не мешали. Зато когда объявили перерыв на час, ко мне подошли несколько человек и очень убедительно попросили поставить их музыку. В итоге HRG колбасились под хардкор и габбу, и на полчаса зал опустел - никто не выдержал. Выразившись таким образом, они окончательно успокоились. Мне даже удалось познакомился с Corps'ом - зверским музыкантом-металлистом, который тогда считался «лицом HRG».

А ты сам насколько был вовлечен в конфликт? К какой из сторон принадлежал?

Я всегда старался держаться от таких войнушек подальше. Когда перестали выходить журналы «Hacker» и HARM, и общая активность на Сцене снизилась, Royal Ghost сказал: «Вот та сцена, о которой мечтал Manwe» :). На самом деле, среди «сценеров» было много людей, которые не занимались ничем, кроме серфа по BBS и участия в любом флейме. Для них это и было Сценой. А для нас Сцена заключалась в ассемблере, рисовании и создании трекерной музыки. Нам просто некогда было ругаться.

Насколько я знаю, ты общался с DDt, хотя бы в лице Госта. А были ли среди твоих приятелей кто-нибудь из HRg?

Как я уже говорил, на Sound Storm 98 party познакомился с Corpse, вернее (0rp$e. Хороший спокойный парень, только слишком большой :). Мы даже с ним договорились написать совместный трек. Он приехал ко мне домой и сделал классную партию ударных, а я - фанковую гитару. Потом я все это доделал, и трек пошел в журнал HARM (хотя, по правде, я его тогда терпеть не мог). К 1998-му году количество мата и бессвязных потоков сознания (точнее, отсутствия оного) в HARM уменьшилось, появились удобочитаемые статьи — и все стало хорошо.

Для многих самым интересным этапом на сцене была эпоха BBS. Расскажи, как это было для тебя?

Модемы тогда были далеко не у всех. Во-первых, дорого, во-вторых, ходила такая легенда, что придут с телефонной станции и отключат телефон. Так что многим просто родители не позволяли ставить модем. Лично я ходил в гости к другу, у которого он имелся. Обычно на ночь, так как BBS работали именно в это время. Садились на всю ночь, дозванивались по полчаса на разные борды. Связь рвалась через минуту, но дозванивались опять. Нормальный коннект появлялся часа в 2-3 ночи - до тех пор пили чай с сыром, слушали всякую музыку и болтали о жизни. Потом я стал притаскивать свой компьютер (многозадачности-то не было), чтобы пока один звонит на BBS, на втором можно было что-то кодить, писать музыку или просто демки новые смотреть. Однажды ночью шли с другом к нему домой и несли мой компьютер: я тащил монитор, он - системный блок. А время неспокойное было, по ночам-то. И вот от ближайшего ночного магазина отделяется девушка, кладет одну руку на плечо, другую — на монитор, и невинно так предлагает: «Пойдем, на компьютере поиграем, а?» :)

И как вы поступили?

Ну, мы в эту ночь уже запланировали вирус писать :)
Самое ценное, что было на BBS - свежие демки и 64-intro. Например, прошла Assembly'95 — и все сразу рванули на Bytefall BBS, у админа которой (Euggie) был и Интернет. Он скачивал релизы и выкладывал на свою борду. Первое время после пати туда было просто не пробиться. Кроме того, админ мог тебя в любое время отключить, если, например, ждал звонка от кого-то другого. Поэтому с сисопами нужно было дружить. Лично я никогда не был сторонником «полезных знакомств», поэтому меня все время отключали. Да и вообще у меня был невысокий статус на BBS. Кроме Neon Dream, которой заправлял Xpeh, мы с ним сдружились в real life. Самая феерия была, когда две-три ночи пытаешься слить какую-то демку, под утро она, наконец, скачивается и... не запускается. Потому что либо саунд-карта у тебя не та, либо памяти не хватает, либо еще что-то. Бились с настройками BIOS'a, вытаскивали память из одного компьютера в другой, видеокарты меняли. До сих пор помню, как мы первый раз увидели 64k-intro «Drift» - первое место с Asm'95. Мы на нее смотрели не отрываясь! Кто-то первый вышел из транса, протянул руку и нажал ввод - посмотрели еще раз. Пошли, налили чаю, нарезали сыру и еще раз 5 посмотрели, стараясь понять, фейковые ли тени, сделан ли вокселями 3d-фрактал или нет и т.д. Так вот и жили :)

А когда появился Интернет?

Я считаю, что Интернет убил Сцену. Ну, не так прям буквально, но очень повлиял на смещение ценностей. Например, с приходом Интернета стало возможным не придумывать алгоритмы самому, а брать уже готовый код. До этого многие демокодеры были «отшельниками». Мне рассказывали про какую-то амижную демогруппу - ребята приехали на демопати заранее, на несколько дней заперлись в гостинице и непрерывно писали на своих Амигах дему, которая и заняла первое место. У меня самого лучшая музыка получалась, когда я на несколько дней отрубался от реальности - например, уезжал с компьютером к бабушке погостить.

Говорят, ты был организатором демопати?

Я участвовал в организации трех демопати в Москве: БК-mania'96, БК-mania'97 и Bytefall'98/99 (его намечали на конец 98-го года, но перенесли на начало 99-го). А, ну еще Sound Storm'98. Кстати, в 99-м году HRg пришли на Bytefall в боевой раскраске и косухах, всем своим видом грозя устроить нечто антисоциальное :). Но в итоге просто раскрашивали всех желающих черным гримом - наподобие KISS.